Что нужно знать об услуге «обращение с ТКО»?
С 1 января 2020 года в Забайкальском крае начала действие система комплексного обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Главным образом изменения в законодательстве направлены на улучшение экологической ситуации в регионе, повышение качества предоставления услуги по обращению с ТКО, урегулирование системы сбора и транспортирования отходов, предотвращение образования стихийных свалок и в перспективе снижение объемов захоронения отходов. Ключевым звеном новой системы станет региональный оператор по обращению с ТКО, который будет нести полную ответственность за обращение с ТКО, с момента его погрузки в мусоровоз и обеспечивать весь цикл обращения с ТКО: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение на специализированных объектах. На территории Забайкальского края итогам конкурсного отбора статус регионального оператора присвоен ООО «ОЛЕРОН+».
Что нужно знать об услуге «обращение с ТКО»?
Региональный оператор по обращению с ТКО (региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами.
Согласно федеральному законодательству теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобраны через конкурс сроком до 10 лет. Их обязанность — обеспечивать весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на территории их ответственности, согласно процедуре конкурсного отбора. Региональный оператор не просто будет собирать и вывозить мусор, но еще обеспечивать их обработку (сортировка отходов), обезвреживание, утилизирование и захоронение.
Главная цель — повысить качество услуги по обращению с ТКО, предотвратить появление свалок, улучшить экологическую ситуацию.
Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и городов, и маленьких поселков.
Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился новый пункт — обработка ТКО. Просто захоранивать вторичное сырье – лом и отходы металлов, бумагу, картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые не являются коммунальными, но попадают в обычные контейнеры. Например, те же батарейки, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.
Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании Соглашения об организации обращения с ТКО с Минприроды Забайкальского края в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Забайкальского края.
Договоры на оказание услуги по обращению с ТКО между региональным оператором и потребителями ТКО заключаются:
в письменной форме;
путем совершения потребителем конклюдентных действий (т.е. совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг), в данном случае договор считается заключенным с даты начала предоставления коммунальной услуги.
В многоквартирных домах договоры могут заключаться между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо напрямую с собственниками жилых помещений.
Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме заключают договор на оказание услуги по обращению ТКО непосредственно с региональным оператором, в независимости от способа управления многоквартирным домом.
С собственниками частных домовладений договор на обращение с ТКО заключается индивидуально.
Бюджетные организации, осуществляющие закупки, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, заключают договор с региональным оператором, как с единственным поставщиком.
В отношении помещений (зданий, сооружений), находящихся в аренде, договоры на обращение с ТКО будут заключаться с собственниками соответствующих помещений (зданий, сооружений), исключения составляют случаи, в которых договором аренды предусмотрено, что расходы на оплату услуг по обращению с ТКО несут арендаторы помещений (зданий, сооружений).
Проект договора публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ОЛЕРОН+» в интернете.
Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории края.
При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:
нормативы накопления ТКО;
утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;
количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, твердое топливо, при наличии печного отопления, отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).
Соответственно, и в квитанции на оплату услуга по обращению с ТКО, являясь с 1 января 2020 года коммунальной, будет вынесена отдельной строкой. Второй вариант выставления – отдельно сформированная квитанция.
Да, с 1 января 2020 года, когда начнет работать региональный оператор, нагрузка по расходам за вывоз и утилизацию ТКО снимется с управляющих компаний и ТСЖ в многоквартирных домах. Соответственно, на эту сумму должно произойти снижение платы за жилищные услуги и население не будет платить за одну и ту же услугу дважды.
Договор с региональным оператором обязаны заключить все организации, у которых образуются ТКО, в том числе садоводческие товарищества, гаражные кооперативы.
«Твердые коммунальные отходы» (ТКО) это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, которые образуются в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и схожи по составу с отходами от жилых помещений.
Основное отличие ТКО от «твердых бытовых отходов» (ТБО) в том, что коммунальные отходы – более расширенное понятие. В него входит не только мусор, который ежедневно образуется в любой квартире, но также и аналогичные отходы различных компаний.
Краткий список ТКО (за что отвечает региональный оператор): бумага, картон, пластик, остатки пищи, консервные банки, стекло, обои, линолеум, кафельная плитка, старая мебель, старая бытовая техника, зола из печи.
Краткий список НЕ ТКО:
Жидкие отходы, , битый кирпич, бетон, зола из отопительной системы, работающей вне дома, шлак, ветки, солома, опилки, щепа, доски, бревна, листва, металлолом, шифер.
Понятие ТБО после внесения изменений в законодательство в официальной документации не применяется.
Крупногабаритные отходы (КГО) это те же ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
К КГО относится мебель, бытовая техника, предметы интерьера, сантехника, коляски, велосипеды и другие крупные предметы, размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину. Крупногабаритные отходы должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители.
Места расположения специальных площадок для сбора и накопления КГО определяются в соответствии с Территориальнойсхемойобращения с отходами, в том числе с ТКО, Забайкальского края и санитарными правилами.
Вывоз крупногабаритных отходов с мест их сбора и накопления производится региональным оператором по графику, а также по заявкам потребителей - собственников КГО.
Собственниками контейнерных площадок могут быть собственники помещений в многоквартирных домах, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ (ЖСК), собственники земельных участков, в том числе муниципалитеты.
Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация (ТСЖ, ЖСК).
Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.
Да, контейнерные площадки для сбора отходов сохранятся на прежних местах. Решение о переносе или оборудовании новых контейнерных площадок, площадок для сбора и накопления ТКО и КГО согласовывается региональным оператором с местной администрацией.
На территории Забайкальского края накопление ТКО будет осуществляться тарным и бестарным способами.
При бестарном способе (в случае отсутствия на территории поселка контейнерных площадок) ТКО накапливают в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления ТКО емкости без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления.
По вопросу о графиках вывоза ТКО необходимо обратиться к региональному оператору побесплатному «телефону горячей линии»8(800)3504971.
Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме и единого тарифа на услугу регионального оператора:
нормативы накопления ТКО утверждены приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 14 августа 2019 года № 173-НПА и составляют 1,7 м3/год с одного проживающего в многоквартирном жилом доме и 1,197 м3/год с одного проживающего в индивидуальном жилом доме;
единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО будет утвержден Региональной службой по тарифам и ценообразованию е позднее 20 декабря 2019 года.
Плата в месяц с одного человека рассчитывается по формуле:
Размер платы = (Тариф * Норматив накопления)/12 месяцев.
Для оплаты за услуги по обращению с ТКО граждане-потребители могут выбрать один их способов оплаты:
ПАО «Сбербанк России» при помощи терминала, оператора, мобильного приложения;
ПАО «Промсвязьбанк» при помощи терминала, оператора, мобильного приложения;
АО «Россельхозбанк» при помощи терминала, оператора, мобильного приложения;
ПАО «ВТБ» при помощи терминала, оператора, мобильного приложения;
АО «Почта России»;
АО «Почта банк»;
По QR – коду, указанному на квитанции (платежном документе).
При выявлении факта образования несанкционированной свалки сотрудники регионального оператора выезжают на место, составляют акт, фиксируют доказательства. После этого определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится. Если собственник земельного участка не ликвидирует ее самостоятельно в течение 30 дней, свалку убирает региональный оператор собственными силами, а затем в судебном порядке взыскивает с собственника понесенные расходы.