Администрация сельского поселения
«Газимуро-Заводское»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 ноября 2022 года № 78
Село Газимурский Завод
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское»
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, приказом Министерства труда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» и в целях создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников, Администрация сельского поселения «Газимуро-Заводское» постановляет:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское».
2. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального обнародования.
3. Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское», обнародовать на информационных стендах сельского поселения.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава сельского
поселения «Газимуро-Заводское» О.Г.Семёнова
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское»
от «29» ноября 2022 года №78
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ)
в Администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» и другими нормативно-правовыми актами по охране труда, а также ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».
1.2. Настоящее Положение о СУОТ устанавливает порядок организации работы по обеспечению охраны труда в Администрации сельского поселения «Газимуро-Заводское» (далее – Администрация), ответственных лиц и других работников Администрации.
1.3. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) определяет задачи, права, обязанности и ответственность руководителей, специалистов предприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда работников, по выполнению ими требований законодательных и иных правовых актов по охране труда, правил, норм и инструкций по безопасной эксплуатации оборудования, а также внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.
1.4. При создании системы управления охраной труда необходимо:
- определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность учреждения;
- выявлять вредные и опасные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности учреждения;
- определять политику организации в области охраны труда;
- определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
- разрабатывать организационную схему и программу для достижений её целей выполнения поставленных задач.
1.5. Безопасность производственных процессов, безопасные и здоровые условия труда должны обеспечиваться планомерным и систематическим проведением комплекса организационных, социальных, технических и финансово-экономических мероприятий, в том числе:
- распределением функций, задач и ответственности руководителя и специалистов администрации;
- характером регламентных работ;
- финансированием мероприятий по охране труда и организацией бухгалтерского учета расходования выделенных средств;
- соответствия производственных процессов и проводимых различных мероприятий нормативным требованиям, количественной оценке результатов в области охраны труда;
- организацией обучения и систематическим повышением квалификации работников;
- созданием нормальных санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических условий труда для работников учреждения, эффективной системы медицинского обслуживания, обеспечением работников спецодеждой, а также средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- организацией работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда;
- организацией эффективной системы контроля, действующей совместно с системой материального стимулирования;
- принятием гибкой системы определения и четким распределением обязанностей и ответственности должностных лиц и исполнителей, действующих в интересах учреждения.
1.6. Система управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых показателей;
- предупредительно-профилактические работы;
- возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий.
1.7. Организация работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда должна содержать в своем составе и предусматривать планомерное и систематическое проведение:
- работ по обеспечению надежности и безопасности оборудования, зданий и сооружений;
- мероприятий по обеспечению безопасности выполнения соответствующих видов работ и направлений производственной деятельности персонала.
1.8. Перечень видов работ и направлений производственной деятельности должен охватить следующий обязательный минимум:
- организация учебного процесса в Администрации;
- обеспечение режима соблюдения норм и правил охраны труда в Администрации;
- применение здоровьесберегающих технологий в Администрации, а также лечебно-профилактические мероприятия;
- эксплуатация зданий и сооружений;
- производство общеремонтных работ;
- производство работ с привлечением сторонних организаций.
1.9. В зависимости от обстоятельств и специфических особенностей производственных процессов количество видов работ постановлением Администрации может быть увеличено.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
2.1. Основными задачами должностных лиц Администрации по организации работ в области охраны труда и системы управления охраной труда являются реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда, в том числе:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья, безопасных и здоровых условий труда работников;
- финансирование мероприятий по охране труда;
- подготовка и представление отчетов в государственные и вышестоящие органы сведений и отчетов об условиях труда, о производственном травматизме, профзаболеваниях и их материальных последствиях;
-расследование несчастных случаев на производстве, реализация мероприятий по их недопущению;
- информирование работников по вопросам охраны труда;
- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми и лечебно-профилактическими услугами.
2.2. Основные задачи в области охраны труда и системы управления охраной труда решаются конкретно назначенным должностным лицом и исполнителями с учетом специфики деятельности Администрации, организации эксплуатации и технического обслуживания до стадии демонтажа или ликвидации отдельных видов оборудования и участков путем:
-реализации системы персональной ответственности должностных лиц в области охраны труда;
-определение и конкретизация обязанностей и ответственности должностных лиц в области охраны труда;
-организации и производства работ в соответствии с требованиями действующих законодательных актов и нормативных документов в области охраны труда;
-организации и обеспечения зависимости оплаты труда работников от результатов работы в области охраны труда.
2.3. Политика в области охраны труда.
2.3.1.Работодатель, консультируясь с работниками, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:
-отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;
-быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью работодателя;
-распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;
-анализироваться для постоянной пригодности;
-быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.
2.3.2.Политика в области охраны труда должна включать следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых Администрация принимает на себя:
-обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников Администрации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;
-соблюдение соответствующих нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые Администрация обязалась выполнять;
-обязательства по проведению консультаций с работниками и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
-непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
2.3.3.Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.
2.4. Планирование.
2.4.1.Для постоянной идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками установлена программа специальной оценки рабочих мест по условиям труда, в которую входят:
-определение сроков выполнения работ, связанных со специальной оценкой рабочих мест;
-анализ идентификации опасностей - проводится повседневно на рабочих местах или внепланово, в зависимости от характера опасностей, значимости риска, отклонений от нормального режима работы, изменений в технологических процессах.
2.4.2.Анализ документации по данному процессу проводится руководителем.
2.4.3.Процесс проведения специальной оценки условий труда описан в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
2.4.4.Перечень работ повышенной опасности утверждается руководителем.
2.4.5.Процедура управления нормативной правовой документацией включает в себя:
-фиксирование и идентификацию данных и документации по правовым и иным требованиям;
-оценку и анализ документации по данному процессу;
-актуализацию данных и документации, связанных с правовыми требованиями.
2.4.6.Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать:
-ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организаций по охране труда;
-подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого работника Администрации;
-отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
-предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов.
3. ВНЕДРЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ
3.1.Для обеспечения эффективного функционирования СУОТ в Администрации распределены обязанности и ответственность как за элементы и процессы системы, так и за отдельные мероприятия Плана.
3.1.1.Обязанности Главы муниципального образования.
Ответственность за обеспечение охраны труда в Администрации несет Глава муниципального образования. Она организует работу, направленную на сохранение жизни и здоровья работников и обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также выделяет необходимые для функционирования СУОТ ресурсы. Обязанности руководителя учреждения в области охраны труда установлены в статье 212 ТК РФ.
Работодатель организует распределение ответственности за вопросы охраны труда на всех работников Администрации.
3.1.2.Обязанности работников Администрации установлены статьей 214 ТК РФ.
Обязанности работников в области охраны труда прописаны в их должностных инструкциях.
3.1.3.Комиссии по охране труда.
С целью обеспечения активного участия работников в процессе управления охраной труда по инициативе работников или работодателя может быть сформирована Комиссия по охране труда.
Работа Комиссии по охране труда организуется в соответствии с требованиями статей 218 и 370 ТК РФ, а также других нормативных правовых актов, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3.2.Обучение, квалификация и компетентность персонала.
3.2.1.Для достижения наибольшей эффективности внедрения и функционирования СУОТ Глава муниципального образования обеспечивает непрерывное обучение по охране труда, включая специальную подготовку и повышение квалификации персонала.
Работники Администрации проходят обучение с учетом специфики выполняемых работ, имеют соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного выполнения своих функций.
Обучение и проверка знаний требований охраны труда осуществляются в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими нормативными требованиями.
3.3.Процедура внутреннего обмена информацией.
Процедура содержит описание как минимум следующих элементов обмена информацией:
-порядок согласования и пересмотра локальных нормативных актов по охране труда, соответствующий требованиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
-порядок рассмотрения обращений работников и поступающих от них предложений по улучшению условий труда и совершенствованию СУОТ;
-порядок формирования, размещения и постоянной актуализации информационных материалов (наглядных пособий, плакатов, стендов, документов по охране труда) на территории Администрации, включая требования к обеспечению достаточности таких материалов, доступности мест их размещения, сроков актуализации и лиц, ответственных за информационные материалы учреждения.
3.4.Управление документами СУОТ.
3.4.1.Разработка, внедрение и обеспечение эффективного функционирования СУОТ включает в себя создание комплекса взаимоувязанных локальных нормативных документов, содержащих структуру системы, обязанности и права для каждого конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, обеспечивающие функционирование всей структуры.
3.4.2.Документы СУОТ допускается разрабатывать в виде стандартов Администрации, руководства или других видов документов (приложения к распоряжению Администрации). Комплект документов СУОТ является минимальным, необходимым для обеспечения функционирования СУОТ.
3.4.3.Документация системы управления охраной труда:
-периодически анализируется и, при необходимости, своевременно корректируется;
-доступна для работников, которых она касается и кому предназначена.
4. МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СУОТ
4.1.Администрация устанавливает и своевременно корректирует методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
4.2.В зависимости от целей оценки функционирования СУОТ выполняют различные виды контроля требуемых критериев охраны труда, анализируют и оценивают результаты проверки, разрабатывают мероприятия по улучшению значений соответствующих критериев охраны труда.
Выполняемые процедуры контроля и оценка СУОТ, а также ее элементов являются основой разработки, оценки эффективности и в случае необходимости корректировки соответствующих мероприятий по улучшению условий труда.
4.3.В соответствии со спецификой экономической деятельности в Администрации применяют следующие виды контроля:
-текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
-постоянный контроль состояния производственной среды:
-реагирующий контроль;
-внутреннюю проверку (аудит) системы управления.
Каждый из видов контроля осуществляется в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
4.4.Контроль обеспечивает:
-обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
-информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
-основу принятия решений о совершенствовании определения опасностей и ограничения рисков, а также самой системы управления охраной труда.
4.5.Методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда, требованиям СУОТ периодически оцениваются на актуальность и при необходимости корректируются.
4.6.Наблюдение за состоянием здоровья работников.
4.6.1.Наблюдение за состоянием здоровья работников представляет собой процедуру обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.
4.6.2.Наблюдение за состоянием здоровья работников осуществляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, а также в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4.6.3.Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников включают в себя медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
4.6.4.В случае необходимости по решению органов местного самоуправления допускается вводить дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).
4.7.Текущий контроль.
Текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
4.8.Постоянный контроль состояния условий труда.
Постоянный контроль состояния условий труда предусматривает измерение (определение) и оценку опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте.
Постоянный контроль включает в себя специальную оценку условий труда, определение опасностей и оценку рисков, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников, анкетирование и т.п.
4.9.Аудит функционирования СУОТ.
В организации разработан и своевременно корректируется план и методы проведения аудита системы управления охраной труда в соответствии с действующими нормативными требованиями.
4.10.Реагирующий контроль.
Реагирующий контроль необходим в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
Реагирующий контроль также осуществляется при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.